В настоящее время в связи с развитием телекоммуникационных связей, появлением интернета в каждом доме, не говоря уже о его наличии на многих хозяйствующих субъектах, постепенно отпадает необходимость в использовании бумажных документов. На их смену приходит электронный обмен документами различной степени важности, многие из которых необходимо заверять ЭЦП. Сегодня очень важно знать, как получить электронную подпись.
Для чего применяется электронная подпись
Электронная цифровая подпись это элемент документа, который в него обязательно вносится для идентификации отправителя и подтверждения точности содержащихся в нем сведений. После того, как используется электронная цифровая подпись, после подписания уже нельзя вносить изменения в такой документ.
Если его откорректировать нарушиться сама структура ЭЦП, а это значить что получатель документа не сможет его открыть. А при условии даже, что электронный документ откроется, при поврежденной подписи потеряется его юридическая сила, ЭЦП будет считаться недействительной.
В соответствии с законодательством выделяют несколько разновидностей ЭЦП:
- Простая — при ее использовании в созданном бланке отражается информация только о ее создателе.
- Усиленная неквалифицированная — она отражает не только данные о создателе документа, но и фиксирует его структуру, что при нарушении позволяет идентифицировать изменение бланка. В этом случае должен использоваться специальный ключ закрытого типа.
- Усиленная квалифицированная — подпись содержит данные о ее владельце и структурирует документ для идентификации. Отличается она от второй тем, что в ее случае используются средства защиты, имеющие сертификацию органов ФСБ.
Первые два вида электронной подписи рассматриваются как обычная подпись, сделанная на документе ее составителем от руки. Усиленная квалифицированная включает в себя сведения не только о живой подписи, но и о печати, если бы она проставлялась на обычном бумажном документе.
Для юридических лиц
Получить электронную цифровую подпись компаниям нужно для того, чтобы:
- Участвовать в торгах при заключении государственных контрактах или контрактов на торговых площадках. В последнее время значительная часть договоров на приобретение материалов, товаров, работ и услуг оформляется удаленно. В этих случаях ЭЦП просто необходима.
- Сдача электронной отчетности в органы ИФНС, Росстат, ПФР, ФСС, Росприроднадзор и т. д. — Все необходимые отчеты формируются в специальных программах или на серверах, в которые уже встроена функция подписи такого документа. Без ЭЦП декларации и отчеты составляются, но отправлять без подписи нельзя.
- Осуществление электронного документооборота с партнерами — сейчас многие компании отказываются от предоставления бумажных документов на поставляемые товары или оказываемые (выполняемые) услуги (работы). Они с помощью серверов спецоператоров отправляют и принимаю документы в электронном виде. ЭЦП здесь используется не только при формировании документа, но и его утверждении.
- Для обмена информации с государственными органами — Многие органы власти создают специальные сервера, при обращении на которые можно получить выписки из различных реестров, справки о наличии, размере имеющихся задолженностей и т. д.
Для физических лиц
Физлица могут применять электронную подпись на свое усмотрение, норм в этой области, обязательных к применению не существует. Здесь необходимо учитывать удобство ее использования, которое заключается в том, что граждане могут запрашивать и отправлять необходимую им информацию в любое время и из любого места, где существует подключение к интернету.
Использовать ЭЦП можно:
- При подаче документов на осуществление госрегистрации новой организации или постановке на учет в качестве ИП.
- Для участия на торговых площадках, так как физлицо тоже может выступать как поставщиком, так и покупателем товаров (услуг, работ).
- Для подписания некоторых документов, когда человек работает удаленно. Примером, такого использования ЭЦП является возможность подписания трудового контракта с работодателем, который находится в другом регионе.
- Для оформления прав на изобретение при подаче соответствующих документов. Законодательство в этом случае даже предусматривает снижение размера государственной пошлины.
- Для получения у госорганов необходимой информации, выписок, справок и т.д.
Порядок применения подписи
Возможность и применение ЭЦП напрямую зависит от того, что именно хочет делать ее владелец:
- Подписание документа в формате текста — для этого необходимо наличие специальных дополнений Crypto Pro Office Signature в приложениях программ, входящих в состав пакета Microsoft;
- Отправления отчетов в контролирующие органы власти — нужно чтобы существовали специальные программные комплексы «Контур-Экстерн», «Сбис» и т. д.В них подписание ЭЦП осуществляется простым нажатием специальной кнопки на панели;
- При участии в аукционных торгах, где ею осуществляется подтверждение заявки, или же документов на регистрацию в системах. Проставление ЭЦП осуществляется после отправки файла на портал торговой площадки и использования специальной опции.
Как получить электронную подпись и срок ее действия
Рассмотрим что нужно сделать и как получить электронную подпись для компании:
- Определение необходимого типа подписи. В случае, если планируется только участие фирмы в госторгах, то можно оформить простую неквалифицированную подпись. В случае, когда требуется организовать документооборот с госорганами, то приобретать необходимо квалифицированную усиленную подпись.
- Выбор удостоверяющего центра. Выдавать организациям ЭЦП имеют право только специализированные фирмы, которые до этого прошли необходимую аккредитацию. Статус удостоверяющего центра имеют несколько компаний в стране, но самой крупной из них является «Контур».
- Оформление заявления на выдачу. Обычно на сайте центра есть электронная форма, при помощи которой можно отправить свою заявку на получение цифровой подписи. В заявке указываются реквизиты фирмы и данные лица, владельца подписи.
- Оплата счета на услуги. После того, как заявка обработана, удостоверяющий центр выставит счет. Его общая сумма зависит от типа подписи и перечня дополнительных оказываемых услуг (настройка компьютера, обучение работе на торговых площадках и т. д.). Обычно купить ЭЦП для торгов стоит от 5000 р., для обмена с госорганами — от 6500 р.
- Передача копий документов. По запросу УЦ необходимо привезти и предъявить выписку из ЕГРЮЛ, копии ИНН, ОГРН, страниц паспорта сотрудника, на которого выпускается подпись.
- Получение подписи. После того, как ЭЦП создана, необходимо получить ее лично в удостоверяющем центре. Как правило, ее передача производится на специальном носителе RuToken, работать с которым можно только при наличии пароля.
Электронная цифровая подпись для физических лиц где получить
Физическое лицо также может получить на себя электронную подпись. При этом процесс как получить электронную подпись не сильно отличается от оформления компанией.
Так, необходимо иметь в виду:
- Стоимость создания — всего 1400 рублей;
- В компанию, которая будет заниматься выпуском подписи, нужно будет предоставить копии паспорта, ИНН и СНИЛС;
- Если забирать ключ с ЭЦП будет не сам гражданин, а его представитель, на него тогда нужно оформить нотариальную доверенность.
Получить электронную подпись можно в течение 1 рабочего дня. Удостоверяющий центр вправе потребовать дополнительные документы в случае необходимости. Информация о дополнительных документах будет содержаться на сайте УЦ и в электронном письме.